Танк Т-34 — это уникальная бронемашина, являющаяся символом не только Великой Отечественной войны, но и целой эпохи в развитии военной техники. Пожалуй, каждая ее модификация заслуживает быть известной. Однако и среди них есть такая, которая вроде бы и была многообещающей, и могла усилить Красную армию в борьбе с врагом, однако в серию ее так и не пустили. Речь идёт о модели танка Т-34Ж, имевшей уникальный состав брони, который оказался так же забыт, как и сама бронемашина.

Как ни парадоксально это звучит, но история новой модификации легендарного советского танка началась благодаря…нехватке брони. В начале Великой Отечественной войны военпром СССР испытывал серьёзный дефицит 40-100 миллиметрового бронепоката, который используется при производстве средней и тяжёлой бронетехники. Тогда командование РККА дало распоряжение придумать способы, как уменьшить себестоимость танков. Тогда-то и появились идеи по созданию «альтернативного» улучшения брони Т-34.

Разработку данного проекта поручили группе конструкторов Военной академии механизации и моторизации РККА под руководством Николая Цыганова — разработчика легких танков БТ-«Иосиф Сталин» и БТ-«Сталин-Ворошилов». Конструкторами был придумано два варианта усиления бронезащиты Т-34: первый — многослойная броня из стальных листов и бетонной прокладки; второй — закрепление бетонных подушек на уже имеющуюся броню. Во втором случае бетонные блоки предусматривались и съемные, и закреплённые «наглухо».

Интересный факт: технология бетонных подушек предусматривала также применение еще одного способа усиления брони, но в зимний период. Речь идёт о так называемом «льдобетоне» – это состав из гравия, песка и деревянных опилок. Такая смесь в замерзшем состоянии, предварительно политая водой, должна была сохранить танк от снарядов немецкой «Пантеры». В ходе проверок эта теория подтвердилась.

С новым составом брони и был построен опытный образец под индексом Т-34Ж. Его оснастили 200-миллиметровой бронезащитой из бетона, при этом масса составляла около 29 тонн, а максимальный вес стандартной «тридцатьчетверки» чуть превышал 30 тонн. Более того, по информации Novate.ru, себестоимость производства нового типа защиты была ниже обычной почти в 30 раз, хотя лобовую броню на Т-34Ж оставили полностью стальной.

Казалось бы, у этого танка есть все шансы войти в состав Красной армии и помочь советским бойцам отстоять Родину у захватчиков. Ведь броня была достаточно крепкая, и стоимость производства значительно снижается, как и задумывалось. Однако на деле уникальная разработка так и не была пущена в серию, а история закончилась на опытных образцах.

Причины такого решения точно неясны и сегодня. Главными называют две: во-первых, броня подобного типа на тот момент не рассматривалась всерьёз — даже несмотря на дефицит в сложный начальный этап войны — и в конечном итоге вовсе была забыта. А во-вторых, главный ее конструктор Николай Федорович Цыганов погиб на фронте, хоть и уже в конце войны.

В дополнение к теме: а вот у техники Третьего рейха во время войны в территории СССР был свои проблемы — «Забуксовали»: почему передовая немецкая техника оказалась не готова биться на Восточном фронте

Источник

Tags:

Comments are closed

Рубрики

Отказ от ответственности

ВНИМАНИЕ: Вся информация на сайте предоставлена посетителями сайта либо взята из открытых источников. Владельцы, создатели, администраторы и хостинг-провайдеры данного сайта не несут ответственность за использование ресурсов доступных на этом сайте. Вся информация дана исключительно в ознакомительных или образовательных целях.

Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.