Если производство автомобилей в СССР было распределено
примерно в одинаковой степени по всем республикам, входящих в его
состав, то в социалистической Чехословакии главным центром
автомобильной промышленности являлась Чехия.
Автомобильная промышленность Словакии, несмотря на
свою небольшую известность, также имела свои особенности, и уже на
протяжении большого количества времени она представляет собой
крупного автопроизводителя, с объемом производства более чем
миллион автомобилей за год. Еще начиная с 2016 года, страна сумела
войти в 20-ку крупнейших мировых производителей автомобилей,
одновременно с этим находясь в числе 10 крупнейших
автопроизводителей Европы. Внутри страны на долю автомобильной
промышленности приходится порядка 13% ВВП, и 49% общего количества
выпускаемого продукта.
Обращение к истокам. По имеющимся историческим
сведениям, в 1916 году общая протяженность словацких дорог была в
два раза меньше чешских. Это стало причиной того, что в это время
уровень интереса к автомобилям был не слишком большой. Кроме того,
машины еще не могли составлять достойную конкуренцию
железнодорожному
транспорту, по таким параметрам, как скорость, «выносливость» и
уровень комфорта.
Несмотря на тот факт, что появление автомобильной
промышленности, как самостоятельной отрасли машиностроения,
состоялось уже после того, как завершилась Вторая Мировая война,
первый автомобиль был полностью собран еще до того, как началась
Первая — в 1913 году. Согласно красивой легенде, началом для
словацкой автомобильной промышленности послужила поломка машины
царя Болгарии Фердинанда Первого. Отремонтировать ее было дано
поручение местному кузнецу. За это, в виде награды, он получил
руль, четыре колеса и всю необходимую техническую документацию,
базируясь на которой, он планировал осуществить постройку своей
собственной машины. Именно его машина, которой было дано название
«Дрндичка» (Drndička).
Благодаря чешской компании Tatra, в первые годы после войны
состоялся запуск производства машин в таких словацких населенных
пунктах, как Братислава, Чадца и Бановце-над-Бебравоу. Возле
последнего даже был установлен памятник около завода, сделанный в
виде Tatra T141.
Начиная с 1947 года, Поважской Быстрице, расположенной в
северо-западной части Словакии, было начато производство
микромотоциклов «Манет», мопедов Jawa и Бабетта.
Собственное производство. Собственных заводов
по выпуску автомобилей, с наличием конструкторских бюро и
производственного цикла, в Словакии не было. Но с 1960 года, когда
в стране было открыто представительство компании Tatra, трудом его
работников был разработан опытный образец микроавтобуса под
названием Tatra 603. Первоначально, проект планировался как
создание легкого грузового автомобиля, одновременно с производством
версий с кузовами фургон и пикап, и бортовых и развозных грузовых
автомобилей.
Для ускорения производства, было принято решение, что основанием
для
кузова станет Tatra 805. Мотор, и некоторые элементы
трансмиссии были позаимствованы у седана Т603. Но, расположение
мотора было в передней части, непосредственно за передней осью, а
перед ним находилась коробка передач. Несмотря на внешнюю
совершенность конструкции, был сделан всего один образец. Благодаря
компоновке с передним приводом, увеличенной ширине колеи и
прекрасной управляемости, образец имел неплохую степень
устойчивости и мог вмещать 11 человек.
Другим предприятием, на котором производилось большое
количество, стал Трнавский автомобильный завод, получивший
аббревиатуру TAZ.
Итог. Кроме указанных двух предприятий, в
современной Словакии, в городе Жилина, успешно функционирует завод
KIA Motors, а с октября 2018 в Нитре собирается Jaguar Land Rover.
Вся эта заводская четверка производит порядка 35-40% от общего
количества автомобильной продукции.
Comments are closed