Ряд самолетов преимущественно первой половины и середины XX века имеет весьма занятную форму крыльев. Чаще всего боевые самолеты имеют так называемый «чаячий» излом крыла ближе к фюзеляжу с обоих сторон. Совершенно очевидно, что сделано это было конструкторами не просто так и не для красоты. В английском языке такая форма крыльев называется «gull wing». Самое время разобраться в том, зачем они были нужны и почему сейчас такие уже не встретишь.
Удивителен уже тот факт, что «gull wing» или «летающее крыло» появилось благодаря ошибке талантливого немецкого авиационного конструктора Александра Мартина Липпиша. В свое время Мартин работал над созданием инновационных безмоторных самолетов в целях установки разнообразных рекордов. Во время проектирования Мартин сделал крыло с «чаячьим» изломом, ошибочно предположив, что оно придаст запущенной машине больше устойчивости и стабильности при боковом крене самолета.
Несмотря на то, что Липпиш ошибся, его машина все-таки поставила несколько рекордов на испытаниях по высоте подъема и дальности полета. Конструктор предположил, что «летающее крыло» нужно развивать и дальше, так как именно оно стало залогом успеха. Тем более, что все газеты тут же растиражировали успех новейшей конструкции, которая сразу же бросалась в глаза. В итоге в 1930 годы началась настоящая мода на использование «gull wing». Проблема заключалась лишь в том, что подлинный успех первого самолета с «летающим крылом» был продиктован достоинствами других элементов конструкции.
Более того, последующие исследования показали, что «gull wing» не улучшает, а наоборот – ухудшает аэродинамические качества машины. Тем не менее, имя известного конструктора и газетчики сделали свое дело. «Крыло чайки» уверенно зашагало по миру. Впрочем, не нужно думать, что достоинству у данной конструкции вообще не было.
Во-первых, «gull wing» оказались невероятно красивыми, что на самом деле играет хотя и не определяющую, но все же и не последнюю роль при проектировании техники. Во-вторых, что прямой излом (когда угол выступает вверх) пригодился в стремительно развивающейся в 1930-е годы гидроавиации. Новое крыло позволило поднимать двигатели выше над уровнем воды, что было очень полезно в вопросах обеспечения безопасности машины. Обратный излом, когда угол выступает вниз, также нашел применение, но уже в обычной (в первую очередь военной) авиации. «Поломанное» в обратную сторону крыло позволяло поднять фюзеляж самолета выше, отдалив пропеллер от земли без удлинения шасси. Последнее было критически важно, так как слишком длинное шасси снижало надежность всей конструкции.
В-третьих, излом крыла позволил увеличить прочность и жесткость всей конструкции самолета. Особенно важно это оказалось для машин-истребителей, которые были вынуждены двигаться на огромной (по тем временам) скорости и зачастую совершать весьма сложные фигуры полета. Таким образом аэродинамика стала приноситься в жертву надежности и выживаемости самолета.
Тем не менее, дальнейшее развитие авиации (в том числе моторной) и появление новых материалов в авиастроении сделало конструкцию «летящим крылом» фактически бесполезной уже после Второй мировой войны. Сегодня все те проблемы в конструировании летающих машин, которые в 1930-40-е годы решались при помощи «gull wing», преодолеваются другими, более действенными методами.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про 12 перспективных военных разработок, которых обделили билетом в жизнь.
Источник
Comments are closed