В тридцатых годах прошлого века правительство Советского Союза откровенно страдало тягой к гигантизму и до того амбициозным проектам, что сегодня они кажутся откровенно фантасмагорическими. Одним из таких являлась попытка разработать универсальную машину, которая могла бы одинаково свободно передвигаться в воздухе и в воде. Ярким примером воплощения подобного плана в жизнь и стала летающая подводная лодка Бориса Ушакова, которая, хоть и осталась на бумаге, но оказалась слишком впечатляющей, чтобы не оставить след в истории.
Справедливости ради, стоит отметить, что во многих странах в межвоенный период пытались создать подобный универсальный аппарат, однако СССР в лице Ушакова ближе всего подобрались к разгадке такой задачи. А ведь проблем при разработке данного проекта было немало: инженерам необходимо создать такую машину, которая могла бы одинаково эффективно работать в дух очень разных средах — воздушной и водной.
Ушаков начал разрабатывать летающую подводную лодку еще во время обучения в институте. В качестве основы был взят гидросамолет, который дополнили возможностью погружаться под воду. После на протяжении нескольких лет проект неоднократно перерабатывался, постепенно становясь все более реалистичным.
Механизм работы летающей подводной лодки (сокр. ЛПЛ) предполагалось сделать следующим: с воздуха машина обнаруживает судно противника на воде, затем, выходя из зоны видимости последнего, снижается и погружается под воду, и уже оттуда торпедирует цель. Кроме того, по плану Ушакова его агрегат должен был быть способен преодолеть подводные минные заграждения.
Проект на бумаге был представлен специальной комиссии Научно-исследовательского военного комитета в 1936 году, где получил положительные отзывы и была отправлена на доработку — та, в свою очередь, продолжалась два года. Согласно законченному проекту, цельнометаллическая ЛПЛ должна была быть весом в 15 тонн, развивала скорость в воздухе 185 км/ч (при дальности полета 800 километров и потолком 2500 метров), а в воде – 3 узла (около 5,5 км/ч) на глубине до 45 метров. Движение под воду осуществлялось за счет гребного винта.
При проектировании своего летающей подводной лодки, Ушакову требовалось решить ряд сложных задач, которые, собственно, и мешали разработать такую машину ранее. Так, например, необходимо было обеспечить высокий уровень герметизации всех узлов и отсеков для безопасного погружения. Также пришлось серьезно потрудиться для уравновешивания массы агрегата и объема вытесняемой им воды: для этого в специальные пространства в самолете заливали баластную жидкость. Однако из-за этого машина требовала более мощный аккумулятор.
Среди других проблем можно также выделить: сопротивление крыльев под водой — из-за этого их планировали сделать складными, однако это приводило к серьезному усложнению конструкции; а также высокие требования к корпусу — он должен был быть одинаково прочным и крепким, но при этом не сильно сказываться на общей массе самой летающей подводной лодки.
К сожалению, все старания Бориса Ушакова и его команды оказались напрасными: тогда же, в 1938 году, проект был закрыт, так и оставшись на бумаге. Основной причиной назвали недостаточную подвижность машины под водой, из-за чего машину было легко обнаружить корабельными радарами, и ЛПЛ не смогла бы выполнить задание.
В дополнение к теме: еще немного о подводных лодках — Как глубоко должна находиться подводная лодка, чтобы не пострадать в морском шторме
Источник
Comments are closed